Можно ли предотвратить разрушение произведений искусства с помощью микробов?

Микробиология 8 июля 2019 г., 11:11
Можно ли предотвратить разрушение произведений искусства с помощью микробов?


Исследования показывают, что обработка микробного сообщества, находящегося на картине, пробиотиками может стать способом предотвращения биодеградации.

На потолке базилики Santa Maria в Вадо, церкви в Ферраре (Италия), находится круглое полотно диаметром почти три метра. На нем изображено коронование Богородицы в Царицу Небесную Богом, Иисусом и Святым Духом. Эта картина, получившая название «Коронация Богородицы», считается шедевром раннего художника в стиле барокко Карло Бонони. Она висела на потолке церкви с 1600-х годов, где оставалась до 2012 года. В том же году в Ферраре произошло землетрясение, заставившее реставраторов удалить роспись с потолка. Затем он был прислонен к внутренней стене церкви, а затем вернулся на свое законное место после реставрации.

Несмотря на столетия на потолке и некоторое время на полу, произведение искусства не показало серьезного повреждения слоев краски, за исключением сети трещин и некоторых маленьких порезов и деформаций. Однако задняя часть полотна сильно пострадала в результате воздействия птиц, насекомых и грызунов, попавших в церковь через трещину в потолке и крыше здания, где висела картина. И они не единственные представители животного мира, которым по душе картина; микробы также заселили поверхность работы - питаясь ее клеем, холстом и краской.

"Благодаря часто разлагаемым материалам произведения искусства, такие как картины, являются главными местами для микробной колонизации", говорит ученый Санте Маццакан (Sante Mazzacane), исследователь, изучающий химическое и микробное загрязнение в Университете Феррары (University of Ferrara). В прошлом, реставраторы и деятели искусства изучали воздействие микробов на каменные памятники, настенные росписи и фрески, чтобы лучше понять, как их сохранить. Но мало что было сделано для того, чтобы понять микробную деградацию картин на холсте.

Заинтересованный в том, какие микроорганизмы жили на "Коронации Богородицы", с целью восстановления полотна, Фабио Бевилаква (Fabio Bevilacqua) реставратор в Болонье и Ферраре, объединился с Маццаканом и Элизабет Казелли (Elisabetta Caselli), микробиологом и медицинским генетиком также в Университете Феррары, чтобы идентифицировать микроскопических жителей живописи. Команда протирала ватными тампонами области передней и задней части картины и вынимала крошечные кусочки бумаги и хлопковых волокон с обратной стороны. Затем они поместили образцы на чашки Петри с агаром, чтобы культивировать растущие там микробы.

Используя оптическую и сканирующую электронную микроскопию, группа определила микробы - среди них оказались несколько видов бактерий Staphylococcus и Bacillus, а также грибы Aspergillus, Penicillium, Cladosporium и Alternaria. Исследователи обнаружили, что микробы Staphylococcus в основном висели на передней части изделия, а виды Bacillus обитали на обратной стороне картины. Что касается видов грибов, Aspergillus обычно собирались в более темных цветах произведения, - в красных и коричневых тонах, в то время как Cladosporium обосновался в более светлых цветах, - желтых и розовых, а Alternaria жили на той части картины, которая коснулась церкви.

«Чем больше вы знаете о картине, тем лучше вы понимаете, какие переменные влияют на ее порчу и как ее восстановить», - говорит Билл Браун (Bill Brown), главный реставратор в Музее искусств Северной Каролины в Роли (Raleigh), который не участвовал в проекте. Его особенно заинтересовало предположение авторов о возможной взаимосвязи между выцветанием в красных слоях краски и некоторыми видами Bacillus и Aspergillus - хотя он видел подобные выцветания в других работах, повреждение обычно не было связано с микробами.


БАКТЕРИИ БОНОНИ. Согласно недавнему исследованию, итальянская картина «Коронация Богородицы» (см. Ниже) объединяется с микробами. Исследователи определили виды Staphylococcus (вверху, a – c) на передней части картины и виды Bacillus (вверху, d – f) на ее задней части.


Понимание микробиома полотна действительно помогло Бевилакве определить, какие методы он мог бы использовать для обеззараживания "Коронации Богородицы", при работе над ее восстановлением. Одним из вариантов были химические биоциды, которые могут уничтожить все микробы на произведениях искусства. Но этот подход может открыть картину для проникновения новых видов микроорганизмов - некоторые из которых могут быть еще более разрушительными. Поэтому Казелли и Маццакан искали альтернативу, опираясь на некоторые собственные исследования использования определенных видов бактерий в качестве пробиотиков.

В работе, опубликованной с 2014 года, исследователи показали, что пробиотики могут препятствовать росту вредных бактерий на различных поверхностях в больницах благодаря конкурентному антагонизму, когда пробиотик поглощает питательные вещества, необходимые вредным бактериям для выживания. По словам Маццакана, использование экспериментальной пробиотической обработки на этих поверхностях привело к снижению числа случаев госпитализации пациентов на 52% и снижению затрат на лечение антибиотиками на 75%. Возможно, он и его коллеги думали, что техника может быть применена к картине, чтобы избавиться от вредных микробов, предотвращая вторжение других.

Исследователи проверили идею в лаборатории. Они заказали биоактивный продукт, использованный в их больничных экспериментах, у местной компании, разбавили смесь в стерильной воде, а затем разложили ее на чашках с агаром, выращивая микробные виды, обнаруженные на картине. Биоактивный раствор, включающий споры Bacillus subtilis, B. pumilus и B. megaterium, по-видимому, подавляет рост микробов картины, хотя группа еще не пробовала микробную обработку на самой картине, выбирая более традиционное лечение биоцидом.

«Эти исследования чрезвычайно ценны для поиска новых и разных способов сохранения искусства», - говорит The Scientist Том Лирнер, руководитель научного отдела Института сохранения Гетти, который не принимал участия в исследовании. «Я полностью поддерживаю проекты любого нового подхода, подобного этому».

Результаты являются предварительными, отмечает Mazzacane, но предполагает, что некоторые бактерии Bacillus могут быть использованы в качестве пробиотика для предотвращения роста микробов, которые повреждают произведения искусства. Конечно, команде по - прежнему необходимо убедиться, что эти виды Bacillus сами по себе не наносят ущерба. Обрабатывать шедевры с помощью чего-либо, кроме проверенных методов сохранения, нелегко в мире искусства, поэтому очень важна полная проверка безопасности любого нового метода обработки, говорит Лирнер. «Консерваторы обычно неохотно проводят любой вид лечения, требующий инвазивной процедуры, такой как эта, - говорит он, - поэтому исследователи действительно должны убедить реставраторов в том, что лечение безопасно, и, следовательно, принять его во внимание."



Станьте первым!



pangenes.ru © 2019
Яндекс.Метрика